Tuesday, 17th January 2012
RSS-подписка
styles/blue

12 мгновений счастья: как происходит развитие ребенка по месяцам

Опубликовано 21. Июн, 2011 автор 12 мгновений счастья: как происходит развитие ребенка по месяцам

Первый год жизни ребенка – это неповторимое время, за которое беспомощная кроха превращается в настоящего маленького человека. Молодой маме очень важно знать, как происходит развитие ребенка по месяцам. Базовые знания об особенностях развития детей первого года жизни также необходимы, как и представления об основных этапах внутриутробного развития ребенка.

Помесячный календарь развития ребенка до года не устанавливает таких жестких норм, какие существуют при контроле за внутриутробным развитием ребенка по неделям. Темпы освоения тех или иных навыков индивидуальны и зависят от особенностей, связанных с наследственностью, общим состоянием здоровья, типом нервной системы (темпераментом). Безусловно, определенную роль играют и особенности процесса внутриутробного развития ребенка, течение родов, использование методик раннего развития детей.

Несмотря на это есть некие общие ориентиры, которые помогут не допустить возникновения задержки психического развития детей. Следует помнить также, что хорошее физическое развитие ребенка до года – необходимая база для профилактики возникновения задержки речевого развития у детей в более старшем возрасте.

Календарь развития ребенка позволяет по месяцам оценивать его психомоторное развитие, т.е. умения, которыми малыш уже овладел, а также наметившиеся «линии развития» - навыки, которые находятся еще в стадии формирования.

Основными элементами психомоторного развития являются:

  • моторное, или двигательное развитие – координированные движения ручками и ножками, в том числе так называемая «мелкая моторика» (тонкие целенаправленные движения пальцев и кисти руки),
  • развитие познавательных процессов – любознательности, памяти, которое проявляется в проявлении интереса к окружающему миру и другим людям, стремлении к общению, играм,
  • развитие речи – на первом году жизни его характеризует умение понимать обращенную речь и реагировать на нее, развитие фонематического слуха (способности отличить звуки речи от любых других звуков). Также происходит формирование основы речевой деятельности на уровне звукоподражания,
  • зрительное развитие – умение фокусировать взгляд на подвижных и неподвижных объектах, правильно оценивать увиденное и реагировать на него.

Для объективной оценки развития ребенка и в год, и в 2 года, необходимо учитывать весь комплекс элементов психомоторного развития.

Первый месяц развития ребенка: порядок из хаоса

Ребенок первого месяца жизни мало контролирует движения ручек и ножек, поэтому его движения хаотичны. Некоторое время ладошки будут сжаты в кулачки, а ножки не будут полностью выпрямляться – в таком положении они находились в период внутриутробного развития ребенка. Новорожденные очень слабо видят и слышат первое время. В течение первого месяца жизни совершенствуются зрение и слух. Малышам очень нравится смотреть на неподвижные объекты простых форм, однотонные или контрастных цветов.

Достижениями первого месяца являются:

  • умение кратковременно удерживать голову,
  • способность зафиксировать взгляд на объекте, находящемся в поле зрения (яркой игрушке, лице взрослого),
  • прислушивание к обращенной речи,
  • появление в речи протяжных гласных звуков.

Второй месяц развития ребенка: за вами наблюдают!

В 2 месяца темп развития ребенка становится более интенсивным. Несмотря на то, что ручки все еще сжаты в кулачки, ножки уже можно развести в стороны. Зрение и слух развиваются и совершенствуются. Малыша начинают привлекать яркие игрушки простых форм, издающие разнообразные звуки. Начиная с этого возраста дети с удовольствием проводят время, играя с развивающими ковриками, разнообразными игрушками-подвесками.

Благодаря этому, к концу второго месяца малыши умеют:

  • более уверенно удерживать голову,
  • в положении лежа на животе ненадолго приподниматься, опираясь на предплечья,
  • следить за перемещением игрушек и людей, поворачивая голову вправо и влево,
  • услышав звук, поворачивать голову в поисках его источника,
  • улыбаться.

Третий месяц развития ребенка: вот наши ручки!

Третий месяц дарит малышу удивительное открытие – его собственные ручки! Ладошки уже не сжаты в кулачки, и малыш получает возможность освоить хватательные движения. Очень быстро дети учатся вполне уверенно манипулировать руками, моментально затягивая в рот все, что удалось ухватить. Большой интерес вызывают игрушки с поверхностью различной фактуры – гладкие, шершавые, ребристые.

Итоги третьего месяца:

  • длительное удерживание головы,
  • уверенное удерживание тела в положении лежа на животе с опорой на локти,
  • переворот с живота на спину,
  • умение следить за предметом, перемещающимся не только вправо-влево, но и вверх-вниз,
  • длительное удерживание легких предметов,
  • возможность поместить в рот и вынуть из него погремушку, соску,
  • беззвучный смех,
  • гуление с использование гласных и согласных звуков.

Четвертый месяц развития ребенка: маленький исследователь

В этом возрасте происходит прорыв в развитии опорно-двигательного аппарата. Мышечная система уже достаточно окрепла, чтобы малыш мог освоить пространство недоступными ранее способами. Оральная стадия изучения окружающего мира дополняется зрительной, поэтому теперь малыш не только тянет в рот все предметы, но и подносит их к глазам, стараясь рассмотреть. Но стремление попробовать все на зуб сохраняется, тем более что у некоторых малышей уже в этом возрасте появляются признаки формирования первых зубок.

В результате к концу четвертого месяца ребенок умеет:

  • очень длительно удерживать голову,
  • лежа на животе, приподниматься с опорой на кисти рук,
  • дотягиваться до предмета и захватывать его, сохраняя опору только на одну из рук,
  • приподнимать голову в положении лежа на спине,
  • пытаться сесть и выпрямить спину при подтягивании за руки,
  • иногда переворачиваться не только с живота на спину, но и обратно – со спины на живот,
  • заливисто смеяться,
  • громко и разнообразно гулить.

Пятый месяц развития ребенка: в рот мне ноги!

Пятимесячный малыш предпринимает первые попытки ползти и стоять. Ноги вызывают живейший интерес, поэтому очень часто можно увидеть, как ребенок тянет в рот стопы, запрокинув ноги высоко к голове. Малыш уже хорошо понимает разницу между «своими и чужими», поэтому незнакомые люди могут вызывать испуг, плач. При этом малыш радостно реагирует на появление хорошо знакомых ему людей, улыбается им и стремится общаться.

Достижениями этого возраста становятся:

  • попытки ползти на животе, пытаясь дотянуться до игрушки
  • возможность более уверенно сидеть с поддержкой, удерживая спину прямой,
  • крепкая опора на ножки при подтягивании за руки,
  • умение встряхивать погремушку и прислушиваться к ее звуку,
  • радостное гуление и смех во время игры,
  • появление различных типов реакций в зависимости от интонации обращенной речи.

Шестой месяц развития ребенка: свободные руки

Главное достижение полугодовалого малыша – возможность самостоятельно сидеть. Благодаря этому руки оказываются полностью свободны и появляется возможность выполнять более сложные манипуляции с предметами. В этом возрасте малыш имеет право претендовать на получение личного стола и стула, за которыми намного удобнее играть, рассматривать книги, принимать пищу. Вероятнее всего, в этом возрасте у малыша прорежется первый зуб (хотя в целом динамика и темпы роста зубов очень индивидуальны).

Полугодовалый ребенок умеет:

  • самостоятельно сидеть (но сам садиться пока не умеет),
  • брать игрушки одной и двумя руками,
  • перекладывать предметы из одной руки в другую,
  • лежа на животе, подтягивать колени к животу , пытаясь встать на четвереньки,
  • повторять четко различимые простые одинаковые слоги (ба-ба-ба, та-та-та, ма-ма-ма).

Седьмой месяц развития ребенка: непоседа

Этот возраст ребенка для многих мам становится периодом повышенного беспокойства: ведь малыш получает возможность самостоятельного передвижения и теперь его можно обнаружить совсем не на том месте, где он находился минуту назад. Несмотря на огромную радость от таких потрясающих достижений, малышу, вероятнее всего, придется познакомиться с таким предметом, как манеж. В этом возрасте начинается процесс овладения столовыми приборами. Детям этого возраста нравится играть с шуршащей бумагой, пакетами. Большой интерес вызывает наблюдение за манипуляциями с предметами, один из которых можно вложить в другой.

К концу седьмого месяца жизни в списке достижений числятся:

  • умение самостоятельно сидеть продолжительное время,
  • попытки ползти, которые чаще всего приводят к продвижению не вперед, а назад,
  • возможность стоять продолжительное время с поддержкой за одну руку, попытки переступать вправо и влево,
  • бросание предметов,
  • постукивание одним предметом о другой.
Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка по месяцам

Восьмой месяц развития ребенка: я вас понимаю!

Этот месяц подарит родителям и ребенку совершенно новый уровень общения. На восьмом месяце жизни малыш накапливает уже достаточно много опыта, чтобы стать не просто наблюдателем, но и активным участником общения. Речевые навыки – хоть и очень примитивные – он будет пробовать использовать для того, чтобы выразить свои эмоции и пожелания. Также найдут применения и полученный в предыдущие месяцы опыт наблюдения за мимикой взрослых. При этом восьмимесячный ребенок вполне хорошо понимает обращенную речь и может выполнить простые инструкции и просьбы: принести названную игрушку, указать на определенный предмет.

В этом возрасте ребенка очень привлекают новые яркие игрушки сложной конструкции с большим количеством деталей. Но очень важно не просто дать ребенку игрушку, но и показать, как с ней играть. Покажите, как можно катать мячик или машинку, складывать кубики в башенку, играть с сортером.

8 месяцев – важный возраст для формирования эмоционально-волевой сферы ребенка. Может наблюдаться пугливость и капризность, упрямство. Чаще всего это результат перегрузки нервной системы, в результате чего ребенок не может справиться со своими эмоциями. Поэтому необходимо ограничить количество игрушек, которые одновременно доступны ребенку. Предлагайте ребенку играть с 3-5 игрушками, остальные убирайте. Когда увидите, что ребенок утомился от игры – предложите ему те игрушки, которые были вне поля зрения.

К концу восьмого месяца ребенок может:

  • самостоятельно садиться,
  • вставать с поддержкой и какое-то время сохранять устойчивое положения,
  • сделать несколько шагов с поддержкой за одну руку,
  • играть со взрослым в простые игры – «ладушки», «ку-ку», «сорока-ворона»,
  • использовать мимику и жесты для выражения своих желаний и эмоций,
  • вынуть один предмет из другого, снять кольцо с пирамидки.

Девятый месяц развития ребенка: день независимости

Этот возраст – поистине День независимости. Ведь ребенок 9 месяцев в своем развитии одержал новую победу и получил возможность передвигаться совершенно самостоятельно без помощи взрослых. Дети в этом возрасте в совершенстве владеют навыком ползания, а некоторые обучаются вполне уверенно ходить вдоль опоры. Кроме этого, некоторые малыши осваивают новый фокус – залезть на стул, диван, низкий столик, чтобы достать интересующий их предмет, расположенный вне зоны досягаемости. Поэтому во избежание казусов все, что не должно попасть в руки малыша, нужно убрать не только на высоко расположенные полки, но и вообще из поля зрения ребенка.

Интерьер вашей квартиры лучше дополнить специальными устройствами, которые защитят ребенка от ушибов об острые углы мебели, не позволят ему открыть шкафы, холодильник, духовку. Необходимо принять меры к тому, чтобы ребенку были недоступны электрические провода и розетки.

Интерес 9-месячного малыша вызывает вообще всё: замки, защелки, комнатные растения и домашние животные, пульты от бытовой техники. Многие дети в этом возрасте знакомятся с принадлежностями для рисования и письма, от чего нередко страдают обои и мебель.

Ограничивать и запрещать необходимо, но взамен нужно предложить достойную альтернативу. Помимо игрушек, которые для этого возраста предложены в магазинах, очень много предметов, которые могут оказаться для ребенка гораздо более интересными, чем предназначенные для детей его возраста.

На плотную дощечку прикрепите щеколду, поворотный замочек, дверную цепочку – ваш ребенок будет в восторге от того, что ему предоставили возможность все это открывать, закрывать и крутить.

Итак, девятый месяц финиширует со следующими итогами:

  • ребенок самостоятельно встает из положения сидя, ухватившись за опору,
  • малыш пробует ходить вдоль опоры, совершая приставные шаги,
  • первые шаги в направлении «вперед» делаются с поддержкой за обе руки,
  • ползание на четвереньках – любимый и высокоскоростной способ передвижения,
  • ребенок выполняет простые просьбы «принеси мячик», «помаши ручкой на прощание», «сделай ладушки» и т.п.,
  • огромный интерес вызывают мелкие детали предметов – колесики, ролики, рукоятки, рычажки, кнопки.

Десятый месяц развития ребенка: это очень интересно

В этом возрасте у ребенка огромна познавательная активность. Окружающий мир настолько увлекателен, что многие дети переходят с двухкратного дневного сна на однократный, тем самым увеличивая продолжительность бодрствования.

Для того, чтобы обеспечить ребенку 10 месяцев полноценное развитие, необходимо предоставить ему возможность удовлетворить потребности в познании мира. В этом возрасте источниками новых впечатлений становятся не только непосредственно предметы окружающего мира, но и их изображения, словесное описание событий. Поэтому 10-месячные дети начинают проявлять активный интерес к рассматриванию книг и слушанию чтения. Вызывают бурю положительных эмоций стихи и песенки. Очень забавляют малышей скороговорки, которые для развития речи детей просто бесценны в любом возрасте.

К этому возрасту ребенок уже хорошо осваивает общий механизм взаимодействия с окружающим миром, поэтому может проявлять хитрость (например, пытаться потихоньку взять вещь, которой вы не позволяете играть), настойчивость и упорство, порой даже упрямство для получения желаемого. В этом возрасте очень важно четко ограничить границы дозволенного, стараясь соблюсти баланс – не создавать излишних запретов, но и не попустительствовать всем желаниям малыша.

Ребенку очень интересно участвовать вместе с вами в домашних делах, дети в этом возрасте охотно подражают взрослым и с огромным удовольствием демонстрируют свои умения и навыки. По вашей просьбе ребенок может сложить предметы в коробку или пакет, протереть тряпочкой горизонтальную и вертикальную поверхности, сложить предметы в стопку.

Результатами активного познания мира к концу 10 месяца становятся:

  • умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами,
  • перелистывание книги с картонными и бумажными страницами,
  • подражание движениям людей и животных.

Одиннадцатый месяц развития ребенка: свобода передвижения

В 11 месяцев набор действий, которые ребенок может выполнить без помощи взрослого, уже достаточно велик. Малыш умеет самостоятельно садиться, вставать, ползать, ходить вдоль опоры или с поддержкой и хорошо ориентируется в пространстве. Ребенок умеет на примитивном уровне планировать свои действия и передвижения, ориентируется в знакомом ему помещении. Знает, где хранятся его вещи и игрушки. Многие дети в этом возрасте довольно уверенно пользуются вилкой и ложкой, практически все отлично едят руками.

Пассивный словарный запас к 11 месяцам ребенка получает развитие за счет совершенствования процессов памяти. Несмотря на то, что произнести название предметов ребенок еще не может, он знает их названия и правильно указывает на предмет, названный взрослым. Малыш познает свое тело, запоминает название основных частей тела у людей и животных. По просьбе взрослого может показать основные части тела у себя, другого человека, игрушки или на рисунке.

Во время игры ребенок имитирует речь, его лепет обогащается разнообразными интонациями. На данном этапе диагностика задержки речевого развития у детей не осуществляется, поскольку уровень речевых навыков у таких малышей очень разнообразен. Некоторые уже в этом возрасте произносят первые осмысленные слова из 1-2 слогов (мама, дай, пока, баба, биби) и т.п.

Достижениями к концу 11 месяца могут быть:

  • напевный лепет
  • появление первых слов,
  • ходьба с поддержкой или вдоль опоры,
  • умение показать части тела у людей и животных,
  • знание названий различных предметов.

Двенадцатый месяц развития ребенка: я уже большой!

Ребенку скоро год – и последний месяц перед Днем рождения богат на события и достижения. В этом возрасте ребенок обучается наклоняться, чтобы поднять с пола предмет, приседать на корточки и выпрямляться без опоры. По просьбе взрослого или по собственной инициативе на двенадцатом месяце жизни ребенок может разобрать пирамидку, открыть коробочку и найти спрятанный в ней предмет, построить невысокую башенку, поставив 2-3 предмета друг на друга. Он знает, что мячик катится, а кубик – нет. Многие дети к году уверенно ходят самостоятельно, но некоторым все же нужна небольшая поддержка.

Игры в этом возрасте перестают быть простым манипулированием. Появляются простые сюжеты – «покорми куклу», «уложи мишку спать», «погрузи кубики в машину». Разумеется, о существовании подобных игр узнает с помощью взрослого, который первое время выступает инициатором игры, а чуть позже – партнером. Игровая деятельность – ведущая не только в этом возрасте, но и на протяжении всего дошкольного периода. Именно играя ребенок познает основные закономерности жизни, развивается эмоцинально-волевая сфера, стимулируются познавательные процессы.

Ребенок претендует на определенную долю самостоятельности и пытается посильно участвовать в умывании, одевании, кормлении. У него есть любимые вещи и игрушки, стихи и сказки.

Речевое развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется наличием нескольких слов (обычно это 3-4 слова, состоящих из двух одинаковых слогов). Некоторые предметы ребенок может обозначать выдуманными словами, составленными им из звуков, которые он умеет произносить.

К годовалому возрасту дети проявляют интерес к общению со взрослыми, требуют внимательного отношения к своему мнению, находят способы жестами и звуками выразить свои пожелания.

В последний месяц перед первым Днем рождения ребенок осваивает:

  • наклон и приседание,
  • правильную эмоциональную реакцию на похвалу и замечание,
  • несколько простых слов.

12 месяцев пролетают как 12 мгновений, но именно становятся тем фундаментом, на котором в дальнейшем строится становление личности ребенка, его отношений с окружающим миром.

 

Поделитесь в Сети

Tags: ,

Трэкбэкс/Пингбэкс

  1. Развитие ребенка 2-4 месяца | Развиваем кроху | Наша кроха - 10. Ноя, 2011

    [...] Ребенок в этот период начинает очень активно двигаться: сжимать кулачки, поднимать ручки вперед, сосать палец, активно переворачиваться с животика на спинку и совершать другие действия. [...]

  2. Ранее развитие детей – заключение Глена Домана | Развиваем кроху | Наша кроха - 31. Окт, 2011

    [...] эпидемия раннего развития ребенка началась с фразы, произнесенной японцем Масару Ибука: [...]

  3. Эпидуральная анестезия во время родов | Роды | Наша кроха - 25. Окт, 2011

    [...] на свет малышу, поэтому не скажется на его дальнейшем развитии. Сегодня наиболее распространенным, и в то же время [...]

  4. Методика Зайцева — развиваем ребенка | Наша кроха - 29. Июн, 2011

    [...] 12 мгновений счастья: как происходит развитие ребенка п... [...]

  5. Развиваем ребенка в три года | Наша кроха - 29. Июн, 2011

    [...] 12 мгновений счастья: как происходит развитие ребенка п... [...]

  6. От года до трех: календарь развития ребенка по месяцам – нужен ли он? | Наша кроха - 27. Июн, 2011

    [...] 12 мгновений счастья: как происходит развитие ребенка п... [...]

Написать ответ

Заполните, пожалуйста, необходимые поля, иначе Вы не сможете оставить свои комментарии. Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Пожалуйста, воздержитесь от резких слов.

Граватар поддерживается.

Вы можете использовать здесь метки и атрибуты HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>