Tuesday, 17th January 2012
RSS-подписка
styles/blue

От года до трех: календарь развития ребенка по месяцам – нужен ли он?

Опубликовано 27. Июн, 2011 автор От года до трех: календарь развития ребенка по месяцам – нужен ли он?

Первые 12 месяцев вы тщательно фиксировали каждое, самое незначительное, достижение малыша. Он менялся буквально каждый день, становясь сообразительнее, учась общаться с окружающим миром и добиваться своего. Как же будет происходить дальнейшее развитие ребенка по месяцам, на какие ключевые моменты надо обратить внимание, наблюдая за развитием ребенка в период от года до трех лет?

 

Время летит незаметно – совсем недавно вы только узнали, что станете родителями, как будто вчера принесли домой драгоценный сверток – новорожденного сына или дочь. А вот уже и задули первую свечу на именинном тортике – ребенку исполнился год. Вероятнее всего, ваш малыш уже стал более независимым и самостоятельным, умеет передвигаться без вашей помощи, с удовольствием общается, понемногу осваивает речь.

К концу первого года жизни уровень развития детей может сильно отличаться: это обусловлено как особенностями внутриутробного развития, так и темпами освоения навыков в первые 12 месяцев жизни, особенностями темперамента, перенесенными заболеваниями. При этом после года развитие ребенка по месяцам может быть уже не таким плавным, а скачкообразным. Поэтому главный принцип при наблюдении за развитием ребенка после года – это отказ от сравнения его со сверстниками.

Если ребенок 9 месяцев по своему развитию сильно отличается от ребенка 10 месяцев, развитие идет поступательно и что-то новое появляется каждый день, то в более старшем возрасте на протяжении 1-2 месяцев развитие ребенка может идти очень медленными темпами. Зато потом произойдет резкий скачок, когда накопленные за период наблюдения ребенка будут очень быстро встроены в систему знаний и умений малыша. Поэтому для возраста старше года календарь развития ребенка по месяцам уже не так актуален. Контрольные точки, позволяющие оценить ситуацию и вовремя заметить признаки задержки психического развития у детей, адекватно оценить его физическое развитие постепенно становятся все более отдаленными друг от друга.

Как известно, внутриутробное развитие ребенка контролируется по неделям, детей первого года жизни – по месяцам, а вот в период от года до трех лет следует оценивать объем новых знаний и навыков поквартально. Это позволит более-менее адекватно оценить наличие прогресса, наметить направления развития на следующие 3 месяца и вовремя обратить внимание на какие-либо проблемы.

В большом по продолжительности периоде от года до трех лет можно довольно четко выделить три временных отрезка: от года до полутора лет, от полутора до двух лет и, наконец, от двух до трех лет. Каждый из этих периодов отличается более низким темпом развития, чем предыдущий. Но при этом происходит усвоение более сложных навыков и переход на новый уровень речевого, физического и интеллектуального развития.

От года до полутора: черный ящик

Независимо от того, какими темпами шло развитие речи до года, в возрасте от года до полутора лет дети стремятся использовать возможность выразить свои эмоции и желания. Некоторые – предпочитают жестовое общение, а есть и те, кто уверенно использует несколько слов. Независимо от того, произносит ли ваш ребенок какие-либо слова или пользуется только жестовой речью, этот период играет очень важную роль в дальнейшем речевом развитии малыша.

В этом возрасте ребенок напоминает черный ящик фокусника – все, что он видит и слышит, на какое-то время будет скрыто от ваших глаз и ушей. Зато по мере созревания нервной системы, физического и психического развития все заложенное в ваш маленький «черный ящик» будет переработано и станет основой интеллектуального и речевого развития.

Именно в этом возрасте необходимо много общаться с ребенком, называя окружающие предметы и объясняя их назначение. Словесные объяснения обязательно сопровождайте демонстрацией предмета в действии. Дайте возможность тактильно ощутить, какой мягкий мех, шершавый и сыпучий песок, осторожно прикоснитесь пальцем к шипу розового куста. Стимулируйте примитивную речь ребенка с помощью звукоподражания: «летит шмель – жжжжжж», «проехала машина – рррррр», «звенит колокольчик – динь-динь» и так далее. Комментируйте все действия, которые делаете вместе с малышом или за которыми он наблюдает. Именно в этом возрасте закладываются основы любознательности – интереса к интеллектуальному познанию окружающего мира. Именно любознательность – необходимая основа крепких знаний, интереса к учебе.

От объема и уровня знаний ребенка зависит его представление о мире. А представление о мире - та основа, на которой строится система ценностей, мотивов, основа поведения, а впоследствии и образ жизни. Так что многое из того, что станет побудительными мотивами действий вашего ребенка в более старшем возрасте, закладывается именно в этом раннем возрасте.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми

Со словами «нет», «нельзя» и «опасно» малыш, возможно, уже познакомился в возрасте до года. Но до полутора лет следует приложить усилия к тому, чтобы вы не стали цензором, все запрещающим и во всем ограничивающим малыша. Он должен увидеть в вас доброго наставника, который заботится о его благополучии. Поэтому кроме простого запрета «нельзя» постарайтесь чаще мотивировать ограничения словом «опасно» и объяснением ребенка, какая опасность кроется в высоте, глубине, кипятке, электричестве. «Опасно» должно касаться только объектов, которые действительно могут стать потенциальной угрозой и которые вы не можете полностью исключить из поля зрения ребенка. Чтобы не множились пустые запреты и «нельзя» не стало главным словом в жизни малыша, уберите из зоны видимости все вещи и предметы, которые не должны попасть ему в руки. Тогда ваши запреты будут восприниматься как разумные ограничения, а не как проявление вашей власти над ребенком.

Помимо накопления пассивного словарного запаса, расширения представлений об окружающем мире, возраст от года до полутора лет связан с активным освоением пространства и совершенствованием навыка ходьбы. Этот процесс неизбежно связан с тем, что ваш малыш будет довольно часто падать. В связи с этим вам необходимо ввести в обиход три простых правила.

Во-первых, ликвидируйте предметы, которые могут стать источником серьезных травм при падении или ушибе. Особенно острые углы снабдите смягчающими накладками. Установите специальные блокираторы на двери, чтобы ребенок не мог травмировать пальцы. Но при этом не стремитесь создать полностью безопасную среду, иначе вы лишите ребенка необходимого опыта, благодаря которому он научится избегать опасности и будет остерегаться острых углов, излишней торопливости.

Во-вторых, будьте готовы оказать только необходимую помощь. Разместите в недоступных для ребенка местах несколько простых аптечек, в которых будут пластырь, бинт, йод или другая жидкость для обработки ссадин, перекись. Но если ребенок просто упал, при этом не получил ни сильного ушиба, ни царапины, дайте ему возможность подняться самостоятельно. Подбодрите словами, подайте руку, погладьте ушибленное место. Но не лишайте ребенка возможности научиться преодолевать небольшие трудности, с которыми он неизбежно будет сталкиваться в жизни.

В-третьих, обеспечьте ребенку возможность получить необходимый опыт: открыть и закрыть дверцу шкафа, ознакомиться с содержимым ящиков, перенести пластиковую миску со стула на стол. Участвуйте вместе с ним в этих исследованиях, не забывая комментировать действия. Покажите, что значит «убрать на место», как это – «сложить аккуратно». Это все – бесценные воспитательные моменты, которые закладывают в ребенке базу для дальнейшего развития.

Итак, к полутора годам малыши овладевают следующими навыками:

  • самостоятельная уверенная ходьба,
  • знание названий многих предметов (даже если ребенок не может их назвать, может указать на них по вашей просьбе),
  • основные представления о том, какие предметы и объекты могут быть опасными,
  • перелистывание не только картонных, но и бумажных страниц книг,
  • понимание обращенной речи и выполнение простых инструкций из 1-2 действий («возьми кубик и принеси маме»),
  • складывание предметов в стопку, башню, помещение мелких предметов внутрь емкостей,
  • среди любимых игр – забавы с водой и песком.

Кроме этого, многие малыши к полутора годам уже вполне уверенно пользуются ложкой, но темпы овладения столовыми приборами зависят от возраста, в котором вы начинали прикорм.

От полутора до двух: ни минуты покоя

Дети в возрасте от полутора до двух лет напоминают капельки ртути: они редко сидят на одном месте, находятся в постоянном движении. Примерно похожий период был в 11 месяцев, когда ребенку развитие опорно-двигательного аппарата позволило уверенно и быстро ползать и ходить вдоль опоры. Отличие этого возраста заключается в том, что если 11-месячный малыш наслаждался самим процессом самостоятельного передвижения, то ребенок 1,5-2 лет использует умение ходить, залезать на стулья и диваны для того, чтобы добраться до интересующих его вещей, похозяйничать в шкафах, навести «порядок» на свой лад везде, докуда удастся добраться. Поэтому обязательно уберите все хрупкие или дорогие для вас вещи. Предоставьте ребенку свободу действий в каких-либо пределах (например, заполните один из кухонных шкафов пластиковой посудой и разрешите вынимать и складывать ее). На любое «нельзя» предложите альтернативу. Собрались делать генеральную уборку в шкафах? Зовите ребенка, он будет счастлив возможности повыкидывать все из шкафа. Только не забудьте позже запереть шкаф на ключ, чтобы маленький помощник не решил повторить свои подвиги уже без ваших просьб.

Примерно в этом возрасте у детей появляются первые фразы, как правило состоящие из 2-3 слов. Покажите ребенку, как вы рады этому его достижению, хвалите, всячески стимулируйте речевую активность. Очень важно в этом возрасте общаться с ребенком простыми фразами (которые он сможет запомнить и попробовать повторить), избегайте сюсюканья и коверканья слов.

Как я красиво сама оделась!

Как я красиво сама оделась!

Полуторагодовалый ребенок уже может посильно участвовать в процессе одевания и раздевания. Поощряйте, хвалите малыша. Предложите ему одеть и раздеть куклу, мишку. Для того, чтобы порядок действий был правильным – повесьте в прихожей небольшой плакат-напоминалку, картинки на котором подскажут, в каком порядке следует надевать и снимать вещи. Правда, шнурки, пуговицы и кнопки пока еще вряд ли будут поддаваться маленьким пальчикам.

К этому возрасту обычно дети уже уверенно пользуются горшком, многие самостоятельно отказываются от подгузников. В случае, если ребенок все еще плохо контролирует мочеиспускание, особенно во время ночного сна, необходимо проконсультироваться с врачом.

Некоторые методики раннего развития предлагают уже в столь раннем возрасте начать обучение грамоте. Целесообразность этого – вопрос дискуссионный, но если физическое, психическое и психическое развитие ребенка позволяют, а главное – если у вашего малыша уже появился устойчивый интерес к буквам и цифрам, то принятие решения о том, когда следует начинать обучение грамоте остается за вами.

В этом же возрасте ребенок совершает открытие: мир населен не только людьми, но и животными, птицами, рыбами, с которыми тоже можно общаться. Правда, не стремитесь завести домашнее животное, если раньше его у вас не было – лучше сходите в гости к тем, у кого живет кошка или собака, посетите зоопарк, выставку аквариумных рыб, океанариум.

К двум годам совершенствуется развитие кисти руки, благодаря чему почти в каждом ребенке рождается маленький художник. Покажите малышу, как можно рисовать фломастерами, карандашами, красками. Учитывая, что рука еще слабовато развита, выбирайте фломастеры, карандаши и кисти большого диаметра (10-12 мм). Первые рисунки будут похожи на кляксы и каракули, но если вы дадите малышу несколько «мастер-классов», к 2 годам он, возможно, уже изобразит наивно-кривенькое солнышко, одуванчик или облачко. Обязательно сохраните эти первые шедевры в семейном архиве – лет через 25 они станут настоящей реликвией.

К двум годам большинство детей умеют:

  • ходить и бегать,
  • строить простые фразы из 2-4 слов,
  • снять с себя одежду и обувь,
  • пользоваться горшком,
  • рисовать замкнутые и незамкнутые линии, иногда пытаясь изобразить что-то конкретное.

 

От двух до трех: что, где, когда?

В это время происходит овладение речью, благодаря чему дети получают возможность более активно участвовать в общении с взрослыми. Наконец-то можно слушать не только то, о чем мама или папа решили рассказать, но и спрашивать обо всем, что интересно. Поэтому возраст, близкий к трем годам получил название «почемучка».

По мере овладения речью и расширения знаний об окружающем мире у ребенка будет возникать множество вопросов, которыми он будет тут же вас засыпать. Иногда это может даже вызывать раздражение, особенно если вы не знаете, как ответить на вопрос, а ронять свой авторитет в глазах малыша не хочется. Не стесняйтесь объяснить ребенку, что мир такой большой и разнообразный, что никто на свете не знает ответов на все вопросы. Более того, есть вопросы, ответ на который ищут уже очень давно и до сих пор не могут найти даже знаменитые ученые. Буквально мистика какая-то...

«Почемучистый» возраст – отличный способ познакомить ребенка с тем, что книги – это не просто источники интересных и веселых сказок, стихов и историй, но и кладезь знаний, где можно найти ответы на многие вопросы. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения, формирования мотивации к обучению грамоте, поддержанию любознательности.

Если к двум годам у ребенка не появилась не только фразовая речь, но и очень мал словарный запас - это не повод для паники, но сигнал к проявлению пристального внимания к дальнейшему речевому развитию ребенка. Диагноз «задержка речевого развития» у детей 2 лет не ставится, однако в случае, если прогресс в развитии речи отсутствует или за полгода вместо обогащения словарного запаса вы наблюдаете торможение, приостановку или регресс речи – необходимо обратиться к специалисту. Если у ребенка была гипоксия в период внутриутробного развития, родовые травмы – то можно проконсультироваться с неврологом и провести обследования, которые позволят исключить наличие проблем органического характера, препятствующих развитию речи. Если ребенок полностью здоров, то медленное развитие речи в возрасте до трех лет является вариантом нормы. Состояние ребенка требует постоянного контроля и наблюдения, но, как правило, ранее 3 лет задержка речевого развития не диагностируется.

Развитию речи способствует развитие мелкой моторики рук – умения выполнять тонкие движения пальцами и кистью руки. Этому способствуют занятия ручным творчеством, лепкой, рисованием, различными видами декоративно-прикладного искусства. Даже такое простое упражнение, как сматывание бечевки в клубок очень хорошо укрепляет пальцы и активизирует зоны мозга, отвечающие за развитие речи.

Независимо от уровня развития речи необходимо познакомить ребенка с элементарными правилами этикета: необходимостью здороваться и прощаться, употреблением местоимений «ты» и «вы» (первое допустимо в адрес ровесников, родственников и знакомых взрослых, к незнакомым взрослым – только уважительное «вы»).

К 3 годам ваш семейный архив может пополниться новыми художественными шедеврами – это, возможно, будут уже предметные изображения (машина, цветок, мама, солнце) или простые сюжетные картинки (кошка гуляет в саду, бабочка села на цветок).

Практически все навыки, которыми овладевает ребенок к 3 годам – результат его наблюдений и итог работы, проделанной взрослыми. Если ваш малыш умеет длительно играть только с вами и сам не в состоянии придумать себе занятие – значит, ему давали мало свободы и недостаточно поля для проявления инициативы. Если ребенок способен час и более тихо сидеть в углу, ничего не делая – вероятнее всего, он находится в ситуации постоянного страха озаботить взрослых своим присутствием или просто не имеет никакого интереса к окружающему миру. Привлекайте ребенка к совместной деятельности, предлагайте ему новые варианты проведения досуга, но при этом давайте поле для проявления фантазии, формулирования собственных желаний и интересов.

Ассортимент современных магазинов поражает воображение и многие родители стремятся скупить чуть ли не все, что предлагается для игр и развлечений. Это не совсем правильно. Игрушки должны не только подходить по возрасту, но и соответствовать вкусам и предпочтениям ребенка. Если ребенок категорически не любит паззлы и логические игры – не надо их навязывать. Разве что сесть и самому увлеченно начать собирать фрагменты картинки – возможно, так удастся привлечь внимание к этому занятию и пробудить интерес.

К трем годам у ребенка уже сформированы основные признаки, характеризующие его как личность. Он может четко назвать любимые и нелюбимые блюда, сказочных героев, предпочитает одни игры и занятия другим.

Трехлетний ребенок – уже полноценный член семьи. Доверьте ему почетные обязанности – разложить столовые приборы на семейном обеде, помочь загрузить и разгрузить стиральную машину, подать вам перчатки. Все это – маленькие кусочки, из которых складывается настоящая связь поколений.

К трем годам ребенок, как правило:

  • связно излагает свои мысли,
  • активно интересуется явлениями окружающего мира,
  • играет в сюжетно-ролевые игры со взрослыми и другими детьми,
  • имеет определенные вкусы и пристрастия в пище, играх,
  • рисует предметные и сюжетные картинки.

Когда вы наблюдаете за развитием малыша, стараетесь оказать ему посильную помощь, старайтесь чаще ставить себя на его место, понять мотивы его поступков, даже если они на первый взгляд неприятны и возмутительны. Как правило, и у капризов, и у проказ есть вполне объяснимые причины, которые, так или иначе, находятся в зоне ответственности взрослых.

Искренняя любовь, не безразличие, внимание и такт – главные условия того, что развитие вашего ребенка будет идти в верном направлении.

Поделитесь в Сети

Tags: ,

Трэкбэкс/Пингбэкс

  1. Когда и как приучать к горшку? | Наша кроха - 29. Июн, 2011

    [...] От года до трех: календарь развития ребенка по месяцам ... [...]

Написать ответ

Заполните, пожалуйста, необходимые поля, иначе Вы не сможете оставить свои комментарии. Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Пожалуйста, воздержитесь от резких слов.

Граватар поддерживается.

Вы можете использовать здесь метки и атрибуты HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>